Еще с древних времен люди начали праздновать создание новой семьи. Пройдя через столетия этот праздник обогатился странными обычаями и символичными обрядами и постепенно приобретал все большее значение для всех народов, невзирая на их этническое происхождение и вероисповедание. Свадьба, через комплекс ритуальных действий и церемоний своеобразно отражает один из важных этапов, переход в жизни человека, перемену в личном и социальном статусе, отделение от семьи родителей.
Специфика болгарской свадьбы в том, что даже у самой маленькой детали есть своя символика, которая предрекает все, что случится с молодой семьей в будущем.
И так, начинался свадебный период от Йордановдень (6 января) до поста.
Традиционную свадьбу можно разделить на 3 этапа:
- Предсвадебные обряды – Сватовство и Помолвка;
- Свадьба;
- Послесвадебные церемонии.
Начиналось все как обычно со сватовства. Поздним вечером, чтобы сватовство осталось тайной, так как неизвестно было, каков будет ответ родителей девушки, к ним в дом приходили сваты. Они выбирались из родни жениха и обязательно должны были быть семейными и иметь опыт сватовства. После согласия отца невесты на свадьбу, спрашивали согласие дочери, и после ее трехкратного согласия, она считалась невестой и только тогда назначался день помолвки, обычно это было воскресенье.
Помолвка (годеж), в отличие от сватовства носила подчеркнуто публичный характер и проходила очень шумно и с размахом. Целью большого годежа (помолвки) был уговор о проведении свадьбы, уточнялись время, число приглашённых, обговаривались взаимные подарки, размер брачного выкупа. Разговор о последнем иногда превращался в настоящий торг. По достижении согласия отец приказывал дочери целовать руки будущим свекру и свекрови. Деньги преподносили на каравае хлеба. После помолвки молодые назывались женихом и невестой. Будущие родственники одаривали друг друга подарками, родители жениха дарили невесте монисто из золотых монет и его нужно было носить до самой свадьбы, так как оно говорило о том, что девушка занята и скоро станет женой. Жениху от невесты доставался узорный платок за пояс, китка на шапку. Помолвленные еще больше отдалялись от молодежной среды и сближались между собой.
Весь свадебный обряд сопровождался песнями, текст которых являлся неким сценарием, ведущей линией свадебного действия. Раньше традиционная Болгарская свадьба длилась 7 дней, сейчас же всё проходит в один день. Все начиналось с четверга, родители молодых пекли свадебные хлеба. Приготовление теста для свадебных хлебов имело магически-символическое значение — это было «заквашивание свадьбы». Односельчане считали своим долгом послать тем, у кого намечалась свадьба, зерно с целью магического обеспечения рождения у молодой первенца-мальчика. Просеивали муку деверья и золовки через нечетное число сит в такое же число деревянных корыт для замешивания теста. Обычно в муку клали перстень жениха и браслеты невесты. Считалось, на сколько увеличится объем теста перед выпечкой, на столько новая семья будет полна детьми.
В это же время в доме жениха или в двух домах изготовляли свадебное знамя. Основой должна была быть ветвь плодового дерева, отсеченная одним ударом от ствола. Знамя жениха было красным, невесты — белым. В целом знамя символизировало брачный союз.
Свадебные традиции Болгарии очень красивы. Одна из них – плетение венков перед свадьбой для молодоженов. Сделанные из виноградной лозы, стеблей шиповника или розы, скрепленные красными и другими нитками и украшенные цветами и зеленью, венки символизировали жизнь, здоровье, плодородие, и в то же время круглая форма, колючки и красные нитки указывали на их защитную функцию.
В субботу в обоих домах устраивались вечера расставания молодых с холостой жизнью. На девичий вечер приходили родные и близкие невесты с угощением. Важным моментом этого вечера было обрезание волос и плетение косы. Это символизировало переход невесты от девичества к положению замужней женщины. Вариантом прощального вечера в доме жениха в западных областях Болгарии был ужин, даваемый в честь кума (кумов вечер), совмещаемый с обрядом бритья жениха. Кума торжественно приводили и сажали во главу стола. Он вступал в роль, начинал распоряжаться. Жених с этого момента соблюдал по отношению к нему обрядовое молчание. Ритуал, когда кум бреет жениха очень известный. Все проходило в комнате или во дворе, где жениха сажали под зеленым плодовым деревом. Под бородой жениха две девушки держали белую ткань, в которую падали сбритые волосы. Во время бритья играла музыка, бил барабан, а девушки, встав полукругом за молодым, пели песни о конце холостяцкой жизни. По мере того как жениха брили, гости бросали деньги в полотенце, которые затем передавались куму или делились между девушками поющими песни. Сбритые волоски внимательно собрались в ткань, чтобы не уронить ни один, так как считалось, что через них можно навести порчу на жениха. Поэтому собранные в полотенце волоски передавались свекрови, а после свадьбы — невесте, которая прятала его в нагруднике, а после закапывала в корнях кустарника. После бритья молодого мыли или обливали водой.
Невеста перед свадьбой ночевала в родительском доме. Утром в воскресенье жених отправлялся за невестой вместе с участниками своего свадебного поезда. Чем зажиточнее были родители жениха, тем больше приглашали они сватов. Притом ушлые дружки жениха должны были украсть петуха с подворья невесты. Возмущенного петуха несли впереди процессии. Это означало, что в доме будет столько детей, сколько цыплят у курицы, супругом которой является данный петух. Перед отправлением свадебного поезда жених прощался со своими родителями. Мать осыпала его и сватов зерном.
Невеста выходила встретить сватов в обычной одежде и окропляла их водой и зерном. Ее переодеванию предшествовали магические действия охранительного характера: одежда взвешивалась на весах, чтобы она соприкоснулась с железом, ее окуривали ладаном, просовывали через деталь ткацкого стана. В то время как подруга помогала невесте облачиться в свадебное одеяние, она должна была 3 раза попытаться поместить фату на голову невесте, а невеста отказаться от нее дважды, и только в третий раз принять ее. Расставание невесты с родителями и родственниками — последнее обрядовое действие в ее доме. Молодые становились перед родителями невесты для благословения и целовали им руки. Ее родные оставались дома. В назначенный час гости веселой гурьбой отправлялись к месту регистрации брака. Свадебный поезд направлялся в церковь другим путем, чем прибыл к дому невесты.
Считалось доброй приметой, если молодожены заходили в церковь с правой ноги. Сама церемония часто была короткой, но сопровождалась народными песнями. В конце церемонии молодожены как и сей час обменивались кольцами и поцелуем.
После регистрации процессию в доме жениха встречала свекровь с хлебом-солью и традиционно прикалывала к платью невесты и костюму жениха зеленые веточки — это значило, что она желает молодым здоровья. В дом невеста должна была войти по белому полотну, что означает чистоту и непорочность. Женщины из дома жениха передавали в руки невесте по одной зажжённой свечи, а в подмышки вкладывали по одному хлебу, что бы та вошла в дом со светом и изобилием. Чистота и непорочность в наше время в большинстве своем осталась в прошлом, а красивый обычай существует до сих пор.
Главная роль свадебного дня принадлежала куму, ему и куме отдавались все почести. А свекру и свекрови напротив, во многих семьях свадебный день завершался комедийными сценками, героями который они являлись. Есть еще один свадебный обычай в Болгарии, который сегодня кажется забавным, а в былые времена кое-кому, например невесте, частенько было не до смеха. Дело в том, что молодым стелили брачное ложе на сеновале и оставляли их одних. У жениха при себе обязательно должно было быть ружье. Из ружья жених должен был радостно палить утром, тем самым извещая родню о непорочности невесты и о своей прыти. В наше время молодожены стреляют на свадьбе, если только хотят получить сногсшибательную фотосессию, такую, какой уж точно ни у кого нет.
Это далеко не все традиции и обычаи, которые Вы можете повстречать на болгарской свадьбе, но и они позволяют нам сделать вывод о богатстве, красоте и глубине болгарской души.
А вообще, болгарские свадьбы очень напоминают наши свадебные церемонии, своей красотой традиций, весельем, обилием питья и еды, песнями и танцами до упаду. И это неудивительно, ведь все мы имеем общие славянские корни.