шапка
Актуальные статьи

Your search results

Моё знакомство с Болгарией. Предсвадебная поездка. „Проходна пещера“, „Еменски каньон“ и город Велико Тырново

Posted by varnadmin on 24th Январь 2019
| 5 комментариев

Продолжаю рассказывать Вам о  моем знакомстве с Болгарией, и этот мой рассказ будет проходить через призму нашей предсвадебной поездки. Не много о себе. В Болгарии я и две мои дочки уже, или еще 3 года, остальные  мои близкие остались, если верить картам за 10 678 км. Свадьба с Сашей была назначена на июль. И конечно слетать туда обратно за почти 11 000 километров ради „какой-то“ свадьбы способны только очень близкие люди. В итоге прилетели только мамочка и подруга, так совпало, заранее запланировавшая на этот год отдых в Болгарии. И разве, могли мы не отблагодарить теперь уже нашу подругу, за согласие стать свидетельницей на свадьбе и не показать ей хотя бы малую часть той красоты, которой богата любимая Болгария. Тем более, что сама я за 3 года почти ни где не была и любая поездка за пределы Варны для меня как праздник. Так вот наш выбор пал на „Проходна пещера“, „Еменски каньон“ и город Велико Тырново. Моя подруга Ольга, приехала на отдых с сыночкой Никитой и остановились они в одном из отелей на Золотых песках.

Маршрут выбирался по принципу – показать Ольге (и мне) жизнь в  Болгарии так сказать без цензуры, но во всем великолепии её плодородных пашень и величии гор. Когда маршрут был проложен и согласован со всеми членами экипажа мы отправились в путь.

И вот, одним солнечным утром, а точнее на рассвете наш Фиатик и 5 членов экипажа: я, Александр, Маша (Сашина доченька), Ольга и Никита отправились в путешествие. Мы специально сторонились магистралей и ехали по проселочным дорогам. Но вскоре, пожалели об этом, увидев Ольгину реакцию на старые, умирающие деревни. Это было и вправду печально. Печальным было и то, что Александр, не смотря на наши с Олей слезные уговоры, на отрез отказался останавливаться на полях с подсолнухами. И в знак протеста каждый раз проезжая мимо желанного поля мы напевали песню Наташи Королевой, про то, как в подсолнухах любимый обнимал меня. И так «вбили» в голову Александра эту песенку, что на обратной дороге не я, а уже он дуэтом с Олей напевали про подсолнухи. Было весело.

Таким образом мы добрались до „Проходна пещера“ или пещера „Глаза Бога“. Она находится в 2 км от села Карлуково и 357км от Варны. По дороге есть указатели, но мы немного смутились увидев, что импровизированная парковка находится на поле, рядом небольшое озерцо, стадо буренок с пастухом и небольшой холмик. Ничего не говорило о наличии горы с пещерой. Однако, пройдя вперед где-то 50 метров и обогнув озерцо мы увидели искомое. Оказалось что пещера как бы утоплена в землю и что бы попасть в нее надо спуститься, а не подняться. Для посещения этой пещеры вам не понадобятся фонарики, ну конечно если вы не планируете посетить ее в ночное время. Проходна представляет собой естественный скальный мост, самый продолжительный в Болгарии. По различным источникам длина его составляет от 262 до 365метров (сама не перемеряла). Мы попадаем в пещеру через малый вход высотой 35 метров и пройдя насквозь, выходим через арку 56 метров высотой. Примерно в середине этого туннеля в своде скальной ниши находятся два окна миндалевидной формы, расположенные таким образом, что напоминают глаза. Они и являются изюминкой этого места и заработали для „Проходна пещера“ второе неофициальное название „Очите на Бога“ („Глаза Бога“). Причем зрелище завораживает и в солнечную и в дождливую погоду, когда из глаз льются слезы дождя. Еще в пещере оттачивают свои навыки начинающие альпинисты, они и в этот раз оказались в пещере и лишили нас возможности сделать фото с лучшей обзорной точки. Да, небольшой совет, собираясь посетить Проходну, озадачьтесь подбором легкой, но непромокаемой обуви, или захватите запасную пару обуви, потому что местами будет очень мокро и слякотно. На обратном пути к машине мы были проинформированы доброжелательным пастухом о том, что оказывается не правильно обходили озеро. Чуть выше была удобная тропинка.

Еще каких то 163 км. в сторону г. Велико-Тырново и мы въехали в село Емен. И как в той песне говорится: „всё его прошли…“, вернее проехали, да,  тут главное на выезде из села, сразу за табличкой не пропустить резкий поворот направо. Через 5 метров находится еще одна табличка, сообщающая нам о том, что справа начинается эко.тропа. Осторожно поворачиваем направо, спускаемся по узкой дорожке и попадаем к первой достопримечательности Негованской экотропы (от названия реки Негованка, протекающей в каньоне) – пещере, расположенной на высоте где-то 20 метров. К ней ведут бетонные ступеньки, но полуразрушенные воздействием природной стихии. Поднимайтесь аккуратно. Пещера очень большая и имеет несколько ответвлений в глубь, но мы не стали углубляться из-за сильного запаха, и писке летучих мышей под сводом пещеры. Она была заселена еще в эпоху неолита, но в наше столетие ее использовали как склад для созревания головок сыра, а позже даже как ресторан. А над пещерой раньше располагалась военная часть, от сюда и бетонные ступеньки, и шахта для лифта в глубине пещеры. У подножья пещеры есть не большой, ну очень не большой участок, вмещающий максимум две машины. Там мы и оставили свое транспортное средство. Через где-то 15 метров после пещеры находится беседка и родник, бьющий из скалы, после которых тропинка уходит влево и поднимается вверх, на скалы. Поднявшись на плато, нашим взорам открылся завораживающий вид на каньон с высотой скал до 90 метров. Продолжительность каньона более трех километров. Вид действительно превосходный. Под воздействием течения реки Негованки образовались многочисленные пороги, водопады и ниши. Самый известный водопад 10 метров высотой, имеет даже свое название «Момин скок» («мома» — незамужняя девушка, „скок“- прыжок). Из легенды известно, что в селе жила влюбленная пара и за несколько дней до свадьбы в село пришли турки. Схватили парня, но тот вырвался и при побеге был убит. Девушки убегая от погони, решили укрыться в скалах к северу от села, но турки настигали их. Девушки только успели добраться до водопада. У них оставалось два пути или турецкий гарем или смерть в холодной темной воде. Ни одна из девушек не колебалась в своем решении. Пожелав сохранить свою веру и девичью честь, они быстро сплели свои косы в одну и прыгнули с водопада, названного впоследствии «Момин скок».

Вот и мы решили, не прыгнем так хоть дойдем и спустимся к водопаду по обещанным в путеводителе деревянным ступенькам и мостикам. Перед нами был выбор идти по тропе по краю обрыва или же по параллельной ей, но в лесочке. Не надо говорить какую тропу мы выбрали. Особого риска конечно же нет, но если вы путешествуете с пожилыми людьми или с детьми выберите второй вариант. Если вы все же выбрали наш вариант, будьте бдительны, не теряйте голову от превосходных видов. Примерно через 10 минут  увлекательной прогулки мы заметили, что каньон сужается и видны деревянные мосточки  как поперек, так и вдоль ущелья. Первым желанием было побродить по ним, но подойдя поближе обнаружилось, что мосточки держаться лишь на честном слове и по ним ни как не спустится к верхней точке водопада. И мы как настоящие герои пошли в обход. Через где-то 5 минут нашли спуск, ведущий к нише водопада. Перед нами лежал спуск под углом где-то 30 градусов с редко стоящими деревьями и следами от когда-то заботливо сделанных ступеней. Но уже пришли и сдаваться не собираемся. Какими словами описать наш спуск я не знаю. Прошло уже 7 месяцев, пишу, а на лице выступает улыбка сквозь слезы, хотя там было не до смеха. Сначала, где еще оставались хоть какие-то следы от ступеней мы шагали от деревяшки до деревяшки, торчащих из земли. Почва под ногами как и все вокруг из-за близости к реке — влажная и укатанная нашими многочисленными предшественниками. Короче скатывались мы как конькобежцы, пытаясь схватиться хоть за что-нибудь дабы не развить крейсерскую скорость. Первый, кто доскальзывал до дерева, цеплялся за него одной рукой, а второй, ловил остальных несущихся. Так как пятером цепляться за одно не всегда крепкое дерево было не безопасно, я решила взять младшего члена нашей компании и идти, точнее скользить своим путем. Где-то на середине спуска пришло страшное понимание, что обратный путь лежит через этот же склон. Но выбора у нас уже не было. Я решила отвести Машу к более безопасному, но длинному обходному пути с большим количеством деревьев и кустарников и со стороны наблюдала, как Саша жонглировал Ольгой и Никитой перекидывая их от дерева к дереву. Ну, кажется спустились, но не к самому водопаду а в примерно 150 метрах от него. Это расстояние мы преодолевали, огибая огромные валуны. Да, удобная обувь — это очень важно. И вот мы на месте. Вы не поверите, как я мечтала в этот жаркий день окунуться в воды этого водопада. Но увидев действительно темные воды реки и очень каменистое дно, решилась зайти только до колен и с Сашей за руку. Немного подкрепившись и отдохнув, мы отправились в обратный путь. Пожалуй, опущу рассказ о нашем восхождении, сказав только одно, на восстановление Ольгиной одышки ушло 10 минут. И опять завораживающие виды каньона. Дойдя до нашей машины и отчистив обувь от килограммов грязи, осознали разом, что сильно проголодались. На часах было уже 17.45, а до Велико Тырново оставалось 25 км.

В начале седьмого прибыли мы в Велико Тырново, пока нашли место для парковки, пока дошли до крепости «Царевец» стало уже 18.30 и нас, конечно же, не пустили в крепость, так как туристов перестают пускать за 45 минут до закрытия. Обидно, но опоздали. Так хотелось побывать в главной Болгарской крепости времен Второго Болгарского царства (1185 – 1393г.г.), но не успели. Знаменитое место с богатой историей, есть что посмотреть и о чем рассказать. Но не успели так не успели. Расскажу в следующий раз. Нам не оставалось ни чего, как малость побродив по старинным улицам, засесть в каком-нибудь ресторанчике или кафешке, благо, у Саши был один на примете и искать его долго не пришлось. Ресторан «Рич» находится в центре на ул. Стефан Стамболов, и с его маленькой террасы, на которой мы расположились поужинать, открывается шикарный вид  на реку Янтра, памятник царской династии „Асеновци“ и здание государственной художественной галереи «Борис Денев». Памятник „Асеновци“ воздвигнут в 1985г., и приурочен к 800летию восстания братьев Асена и Петра против Византийского владычества над Болгарией. Памятник очень красивый, на сколько это можно было рассмотреть с террасы ресторанчика через зум фотокамеры телефона. И это еще одна причина посетить Велико Тырново второй раз, но с большим запасом времени. Красивый, древний город, очень хочется в него вернуться. Выбранный Сашей ресторанчик (рестораном не назовешь, маленький и простенький очень) оказался довольно не плохим по качеству блюд, всё просто и вкусно. Отужинав в «Риче», мы отправились домой. Путь лежал не близкий, но поля с подсолнухами и песня Наташи Королевой не много его скрасили. Вернулись домой мы уже затемно и за полночь, уставшие, но довольные. Было очень жалко, что мои девочки не смогли поехать с нами, ведь всегда приятней переживать волнующие моменты с близкими людьми.