«На горе стоит казак.
Он Богу молился.
За свободу, за народ низко поклонился.
А еще просил казак —
воли для народа.
Если будет воля, будет и свобода.»
Старинные казачьи песни не только возвращают нас в прошлое, но и напоминают о главном, с чего начиналось казачество. Свобода от любых проявлений тирании, не исключая и духовную сторону бытия. Достаточно известные, но благополучно забытые «Заветы Игната Некрасова», и в свое время воплощенные в жизнь, до сих пор вызывают уважение краткостью и мудростью взглядов на мир.
«Наживать добро обязан только трудом. Казак казака не нанимает. Личную помощь хранить в тайне. Шинков, кабаков в станице не держать. Атаманство может длиться лишь только три срока ( по 1 году ) — власть портит человека.»
Атаманы несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины.
Собственные школы, аккуратные, богатые и красивые дома, запрет производства и продажи хмельных напитков. Это одно из документальных описаний поселения казаков — некрасовцев.
Много общего у староверских общин по всему миру, но объединяет дорогое для души — вера предков, неприятие навязываемых церковных реформ сверху.
Свободолюбивый дух части русских крестьян, бежавших от «новой веры», в соединении с казачьей вольницей, дал силу, веру многим людям, независимо от национальности, жить и работать по своим законам.
Вокруг Казашко, села на берегу Варненского озера, витает много историй о том, как появились староверы на болгарской земле. Но в одном спору нет — первыми осели на живописном берегу семья Матвея Руссова. Случилось это в 1905 году. Осмотрелись, стали осваиваться, дали знать о себе староверам в ближайших странах. Вскоре приехали переселенцы из Турции, как гласит история на корабле «Евдокия», даже название необычное для того времени.
Рыболовство стало основным занятием для мужчин, женщины же плели сети. Жили своим миром, своей верой. И церковь Покрова Пресвятой Богородицы появилась на радость всем прихожанам. Вера, трудолюбие, доброта вызывали уважение окружающих. Царь Борис официально потвердил селение как Казашка махала. До 50-х годов прошлого века было русским селом, но и здесь произошли перемены, неизбежные для современного мира. Дети, внуки росли,учились, искали свою судьбу, уезжая из родного села. Но и сегодня Казашко даже при первом впечатлении производит впечатлениие до боли знакомого, наверное, из другой жизни… Лавочки под ивушкой, окошечко в деревянном голубом уборе с незатейливой резьбой. А водная гладь озера как ширь речная, Дон напоминая, Оку ли… И Есенин как будто привет присылает из тех самых лет начала 20 века:
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.